«УТВЕРЖДЕН». ВРИО директора МБОУ «СОШ №12» ____________ Магомедова С.А. «___»_____________2021г. ПРОГРАММА внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС в 5-10 классах на 20201/2022 учебный год Махачкала 2021г. Пояснительная записка. План внеурочной деятельности для обучающихся 5-10-х классов МБОУ «СОШ №12» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС), и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности сформирован с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, развития индивидуальных способностей каждого школьника, формирования коммуникативных качеств. В условиях введения и реализации ФГОС ООО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09- 3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ". Письмо Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» Инструктивно - методическое письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25. 05. 2015г. № 08-761 об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно - нравственной культуры народов России». Постановление Правительства РД от 23 декабря 2014 г. №664 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие образования в Республике Дагестан" на 2015-2020 годы" Письмо Минобрнауки РД от 26 июня 2015 г. №06-3975/06-18/15 "О направлении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. N 729-р " Об утверждении плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р" Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 16 апреля 2015 г. №135-р" Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан на 2016 - 2019 годы" Приказ МКУ «Управление образования» Администрации города Махачкалы «Стратегия развития образования на 2015 – 2020 г.г.» Устав МБОУ «СОШ № 12» Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке, направлена на решение задач воспитания и социализации обучающихся. Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных, метапредметных и предметных результатов. Внеурочная деятельность направлена на: 1) создание условий для развития личности ребѐнка, развитие его мотивации к познанию и творчеству; 2) приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности); 3) профилактику асоциального поведения; 4) создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры; 5) обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося; 6) развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся. Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования. Цель организации внеурочной деятельности - обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовнонравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №12» является формирование компетенций обучающихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве. Результат внеурочной деятельности - развитие - на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира - личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Предполагаемые результаты реализации программы: - внедрение эффективных форм организации занятости детей; - улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; - развитие творческой активности каждого ребѐнка; - укрепление связи между семьѐй и школой. «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов: - готовность к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному); - готовность к дальнейшему образованию; - формирование естественно-научного и социально- философского мировоззрения; - формирование общей культуры; - формирование потребностей и умений творческой деятельности; - формирование педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни; - сохранение здоровья, т.е. оптимального развития каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности. Планируемые личностные результаты. Самоопределение: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию; - внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за общее благополучие; - осознание своей этнической принадлежности; - гуманистическое сознание; - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. Смыслообразование: - мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); - самооценка на основе критериев успешности этой деятельности; - целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Нравственно-этическая ориентация: - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; - эстетические потребности, ценности и чувства; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость; - гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества. Направления и формы организации внеурочной деятельности Для реализации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования в МБОУ «СОШ №12» отводится до 10 часов в неделю в 5-9-х классах и 1 час в 10-х классов. Эти часы распределены по направлениям образовательно-воспитательной деятельности: 1. духовно-нравственное 2. общеинтеллектуальное 3. общекультурное 4. социальное Время, отводимое на занятия по выбору обучающихся (кружки, секции, клубы, экскурсии, и т.д.), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования. Результаты участия обучающихся в занятиях по выбору не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовнонравственного воспитания обучающихся. Направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание в каждом обучающемся гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей; на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Обще интеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания или нового алгоритма приобретения знаний, творческих подходов к организации познавательной деятельности. Цель работы в этом направлении - формирование целостного, осознанного отношения к знаниям, к самому процессу познания, подготовка к участию в предметных олимпиадах школьников. По данному направлению планирется кружок «Школа юных гениев», имеющий предметные направления по математике, русскому языку, английскому языку, экологии, с целью работы с одаренными детьми и подготовки их участия в научных олимпиадах, конкурсах, и других рейтинговых мероприятиях. Общекультурное (художественно-эстетическое) предполагает развитие эмоционально образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Социальное направление (социально- преобразующее творчество) создание условий для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и учебно-исследовательские проекты. Разнообразные конкурсы рисунков, сочинений. К формам внеурочной деятельности относят и внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны). Возможны дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной (классно-урочной). Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: секции, конкурсы, спортивные праздники, викторины, экскурсии, Дни здоровья. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня. План внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5-9-ых классах на 2021 – 2022 учебный год. Направления развития личности ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ Наименование рабочей программы 5а 5б 5в Краеведение 1 1 1 Школа лидера 1 6а 6б 7а 7б 7в 7 Эмирова З.Г. 3 Батырова Г.А. 3 Михадова А.П. 3 Абукарова П.К 1 1 Абакарова З.Б. 1 3 Амагаева З.И. 1 Алиева М.А. 6 Гасанова А.Г. 5 Гасанова С.Д. 1 Кудейкина М.В. 1 1 Дружный класс 1 1 1 1 1 ДПТ Основы финансовой грамотности Грамотеи 1 1 1 1 1 Палитра 1 9б Гасанова Ж.Т. 1 1 Здоровый образ жизни хор 9а 4 1 1 8б Ашева А.С. 1 1 8а 1 1 1 1 1 Ф.И.О педагога 3 Худ.студия ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ 6в КТНД Познай себя СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ Всего часов классы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Подготовка к ОГЭ 1 Личностное развитие 1 Развиваем дар слова 1 Занимат. русский Инфотроник 1 1 Компьютерная грамотность Удивительный мир информатики В мире чисел 1 1 1 1 1 1 Занимат. англ. Занимат. физика Занимат. физика Я-гражданин россии профориентация Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 5 5 5 5 5 5 5 5 1 Кудейкина М.В. 1 Казимова Л.В. 1 Казимова Л.В. 1 Гамзатова К.А. 3 Седрединова Н.Ф. 2 Седрединова Н.Ф. 2 Седрединова Н.Ф. 1 Юнусова П.И. 3 Асадова Б.М. 3 Амерханова Л.Х. 2 Мирошниченко Е.Г. 1 Халилова Э.М. Халилова Э.М. 1 1 1 1 4 5 5 5 5 65 План внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 10-11-ых классах на 2021 – 2022 учебный год. Направления развития личности Наименование рабочей программы ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ Основы финансовой грамотности классы 10а Валеология 1 1 Занимательная матматика Ф.И.О педагога 11а 1 Эковолонтеры Всего часов 1 1 Гасанова С.Д. 1 Алиева З.А. 1 Алиева З.А. 1 Магомднурова М.А. 1 Халилова Э.М. Халилова Э.М. Я-гражданин россии 1 профориентация 1 1 2 Итого: 4 3 7 План внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в классах ОВЗ на 2021– 2022 учебный год. Направления развития личности Наименование рабочей программы итого Ф.И.О педагога 3 5 Магомедова Н.М. 3 3 3 3 1 3 9 Магомедова Н.М. Магомедова Н.М. Батырова Г.А. 6г ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКО Итого Количество часов в неделю 7г 8в Коррекционно-развивающее занятие «Тропинка к своему Я» 2 Познай себя Уроки общения Коррекционно-развивающее занятие «Умелые пальчики » Палитра ДПТ Занимательный английский 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 Абукарова П.К. Гасанова А.Г. Асадова Б.М. Профориентация Коррекционно-развивающее занятие Коррекционно-развивающее занятие 1 1 1 3 Халилова Э.М. 10 10 10 30