РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБОУ СОШ №12 на 2021-2025 гг

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБОУ «СОШ № 12»
(протокол от 30.08.2021 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «СОШ № 12»
от 30.08.2021 № 8/10
Врио директора
Магомедова С.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ МБОУ «СОШ №12»
на 2021-2025 гг.

г. Махачкала
2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ «СОШ № 12» (далее – Программа) разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания»,
утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на направлена на личностное развитие
обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная
программа
является
обязательной
частью
основной
образовательной программы МБОУ «СОШ № 12» и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной
деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов работы с
детьми в образовательном учреждении и включает в себя четыре основных раздела.
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
2. Раздел «Цель и задачи воспитания».
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».

Модуль «Классное руководство»
Модуль «Школьный урок»
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
Модуль «Профориентация»
Модуль «Самоуправление»
Модуль «Работа с родителями»
Вариативные модули
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Модуль «Детские общественные объединения»
Модуль «Школьные медиа»

Модуль «Профилактика социально негативных явлений и безопасность»
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Модуль «Организация предметно - эстетической среды»

Модуль «Поддержка талантливых и одарѐнных детей»
Модуль «Я – патриот своей Родины»
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
К программе воспитания каждый ежегодно прилагается календарный план
воспитательной работы на учебный год.

2

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Особенностью организуемого в школе воспитательного процесса является его
построение
на
содержании
деятельности
Общероссийской
общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
(далее – Российское движение школьников, РДШ), созданной Указом Президента
Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536. Целями РДШ являются:
 содействие в совершенствовании государственной политики в области
воспитания подрастающего поколения;
 содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу
системы ценностей;
 создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации
подрастающего поколения согласно возрастным потребностям и интересам;
 становление гражданской позиции подрастающего поколения путем
коллективного взаимодействия на благо России.
Российское движение школьников строит свою работу на основе принципов
самоуправления, добровольности, равноправия, законности и гласности, что согласуется
с процессом воспитания школы, реализуемом на таких идеях взаимодействия педагогов
и школьников, как:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации;
 ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными
событиями,
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными отношениями друг к другу;
 совместное решение личностно и общественно значимых проблем:
педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося,
организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
 интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся
осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системность,
целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
 воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой
высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовнонравственного развития личности.
 организация равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками,
родителями, учителем и другими значимыми взрослыми;
 содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности
наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовнонравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид,
культура общения и т. д;

3

-

-

Основными традициями воспитания в МБОУ «СОШ №12» являются следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора, от организатора до лидера того или иного дела);
в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
направлений деятельности РДШ, школьных классов, кружков, студий, секций, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевыми фигурами воспитания в школе являются вожатые РДШ и классные
руководители, реализующие по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в том числе и в разрешении
конфликтов) функции и т.д.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть
в развитии их социально значимых отношений);
 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ «СОШ № 12» является
формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к
осуществлению
ответственного
выбора
собственной
индивидуальной
образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития
личности школьника. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
4

достижении цели.
Решению поставленных задач способствует реализация в воспитательном процессе
школы содержания разновозрастных мероприятий и проектов Российского движения
школьников, которые построены в логике формирования социально значимых знаний,
отношений и опыта в различных видах воспитывающей деятельности (таблица 1).
Виды
воспитывающей
деятельности
Проблемноценностное
общение

Трудовая
деятельность

Социально
значимые знания
Всероссийский проект
«Классные встречи»
РДШ, Всероссийские
проекты РДШ «Твой
выбор» и «Блог
героя»

Всероссийские проекты
«Дискуссионный клуб
РДШ», «Командная
лаборатория «КоЛаб»,
«Контент на коленке»,
Всероссийские акции
РДШ в формате «Дни
единых действий»
Всероссийский проект Всероссийский проект
РДШ «Впорядке»
РДШ «Клуб экономных
школьников (КЭШ)»

Социальное
творчество

Всероссийский
конкурс РДШ «Добро
не уходит на
каникулы»; Проект
«РДШ – территория
самоуправления»

Художественное
творчество

Всероссийские
онлайн-квизы РДШ по
значимым датам в
сфере культуры

Спортивнооздоровительная
деятельность

Военнопатриотическая
деятельность

Социально
значимые
отношения

Всероссийский конкурс
РДШ «Добро не уходит
на каникулы»;
Всероссийский проект
«РДШ – территория
самоуправления»

Всероссийский проект
«Творческая
мастерская РДШ»,
онлайн-акции РДШ по
значимым датам в
сфере культуры
Всероссийские
Всероссийский турнир
проекты РДШ
по шахматам на кубок
«Веселые старты» и
РДШ, Всероссийский
«Сила РДШ».
проект РДШ «Здоровое
Всероссийский
движение»,
фестиваль РДШ
Президентские
«Футбол в школе»
спортивные игры,
Президентские
спортивные состязания
Всероссийский проект Всероссийские военноРДШ «Моя история», спортивные игры:
Всероссийский
«Зарничка» (7-10 лет),
конкурс экскурсий по «Зарница» (11-13) ,
школьным музеям
«Орленок» (14-17 лет),
«Школьный музей»
Всероссийский конкурс
краеведческих
презентаций «Я познаю
5

Социально
значимый опыт
Всероссийские
проекты РДШ
«Академия
гражданина» и «Лига
решений»

Всероссийский проект
РДШ «Клуб
экономных
школьников (КЭШ)»
Всероссийский
конкурс РДШ «Добро
не уходит на
каникулы»;
Всероссийский проект
«РДШ – территория
самоуправления»
Всероссийский проект
«Творческая
лаборатория РДШ»

Всероссийский проект
РДШ «Игры
отважных» (16-17 лет),
Президентские
спортивные игры,
Президентские
спортивные состязания
Всероссийский
конкурсы РДШ
«Делай, как я!» и
«Штаб актива ВПН»,
Всероссийский
конкурс уникальных
экскурсионных
региональных

Россию»
Экологическая
деятельность

Познавательная
деятельность

Всероссийский конкурс
«На старт, экоотряд!»
(командный),
Всероссийский проект
«Экобаза»
Всероссийский проект Всероссийское детское
РДШ - цикл онлайннаучное онлайнразговоров с
сообщество «РДШ –
настоящими учеными Наука», Всероссийский
«Объясните
проект РДШ «Научное
ориентирование»
нормально!»
Всероссийский
конкурс
«Экологическая
культура» (личный)

маршрутов «Прогулки
по стране»
Всероссийские
проекты РДШ «Сезоны
фенологии» и
«Экотренд»
Всероссийский
«Турнир трех ученых»
по решению
междисциплинарных
кейсов

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий
для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода
нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как
нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития
социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К
наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
6

устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чѐм-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свою точку зрения.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
 становления
собственной жизненной позиции подростка, его собственных
ценностных ориентаций;
 утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру;
 развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
-

-

залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и
которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения
и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

7

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его
жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного
приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего
образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением
утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В
этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной
жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них
реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе.
Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет
гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт управления образовательной организации. планирования, принятия решений
и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций
самоуправления;
- опыт создания и реализации социально –значимых проектов; реализации проектов;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого
самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с

возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания в МБОУ «СОШ №12». Приоритет — это то,
чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории,
предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему
8

лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее
налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и
разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать
решение следующих основных задач:
- поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию
новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные
возможности общешкольных ключевых дел поддерживать традиции их
коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном
сообществе;
- реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на
уроках;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию,
проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
- поддерживать деятельность функционирующего на базе школы первичного
отделения Российского движения школьников;
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;
- организовывать профориентационную работу с обучающимися, в том числе
используя ресурсы РДШ;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление
коллективных ценностей школьного сообщества;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни
и положительного имиджа и престижа Школы;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
- реализовывать потенциал вожатской деятельности и классного руководства в
воспитании школьников, поддерживать активное участие разновозрастных и
классных сообществ в жизни школы;
- в рамках Всероссийских проектов РДШ организовывать для школьников
мероприятия, экскурсии, экспедиции, походы, конкурсы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
- организовать работу школьных медиа согласно Всероссийским проектам и
мероприятиям информационно-медийного направления деятельности РДШ,
реализовывать их воспитательный потенциал;
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
9

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений - модулях воспитательной работы школы.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
 работу с классным коллективом;
 индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;
 работу с учителями, преподающими в данном классе;
 работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности) с учащимися
вверенного ему класса и их родителями
- вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них,
- установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для
них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
 проведение классных часов, в том числе с использованием методических
материалов Всероссийского проекта РДШ «Классный час. Перезагрузка», как часов
плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на
принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и
принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения.
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и
вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
 мотивация исполнения существующих и выработка совместно с
обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила
общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
10

классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,
вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных
неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их,
а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
 мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в
мероприятиях РДШ и самоуправлении;
 мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в
конкурсном и олимпиадном движении.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные
консультации
классного
руководителя
с
учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной
от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих
в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
11

 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы;
 привлечение родителей к совместной деятельности в рамках Российского
движения школьников.
В качестве содержания работы классного руководителя предлагается
использовать онлайн-курсы Корпоративного университета РДШ:
 «Интеграция мероприятий РДШ в программы образовательной организации».
 «Как поддержать деятельность добровольческого отряда».
 «Медиашкола»
 «Основы социального проектирования».
 «Совместное лидерство».
 «Анимация онлайн (Анимируй с РДШ)».
 «Формирование гражданской идентичности у обучающихся 4-11 классов»..
 «Фотостудия РДШ».
 «Экологическое мышление».
 «Российское движение школьников: планирование и организация работы».
Как создать команду РДШ в своей школе, спланировать ее работу, реализовать
карту социально значимых дел по основным направлениям РДШ.
 «Как создать устойчивый добровольческий проект».
 «Впорядке».
 «Семь ошибок при выборе профессий».
 «Профориентация в цифровую эпоху».
 «Подготовка к добровольческой деятельности в сфере здравоохранения для
школьников».
Также для качественного содержания работы классного руководителя
рекомендуется использовние контента-агрегатора воспитательных практик
«Ежедневно с РДШ» - специальный сервис сайта Корпоративного университета РДШ,
аккумулирующий практику проектов, мероприятий, конкурсов и других активностей
РДШ.
Цель которого дать каждому педагогу вместе со школьниками удобный сервис
быстрого включения в наполненную событиями жизнь РДШ и эффективное
содержательное наполнение воспитательного процесса с учѐтом новых требований
ФГОС..
Технология пользователя:
– для каждого класса (с 1 по 11) комплект мероприятий по темам: родина, природа,
здоровье, труд и творчество, знание, личность, взаимоотношения, жизнь, счастье;
– педагог сможет включить группу школьников в деятельность РДШ, зайдя в
соответствующий тематический раздел контент-агрегатора, определившись с
интересной ему и ребятам активностью;
– на основе готовых практик педагог может разработать свое мероприятие, провести
его и отправить материалы на metod@rdsh.education, тем самым пополнив
методическую копилку и приняв участие во Всероссийском конкурсе
профессионального мастерства педагогов.
Для развития детского сообщества 1-4-х классов, рекомендовано рассмотреть
12

использование содержание Всероссийского проекта «орлята России».
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе.
(Примечание: в качестве дидактического материала уроков можно использовать
онлайн-курсы Корпоративного университета РДШ (сайт – rdsh.education):
«Впорядке», «Экологическое мышление», «Формирование гражданской идентичности
у обучающихся 4-11 классов» );
 применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.
(Примечание: в качестве дидактического материала уроков можно использовать
онлайн-курсы Корпоративного университета РДШ (сайт – rdsh.education): «Основы
социального проектирования», «Совместное лидерство», «Фотостудия РДШ»,
«Анимация онлайн»);
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;
 организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания своей точки зрения.
13

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит с применением содержания мероприятий и проектов РДШ в рамках
следующих выбранных школьниками видов внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам
социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие
привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
можно использовать новое поднаправление работы РДШ, посвященное науке
(ВКонтакте https://vk.com/naukardsh)
Цель поднаправления заключается в популяризации ценности научного знания
среди детей и молодежи. Реализуется через следующие проекты и мероприятия РДШ:
 Всероссийский проект «Турнир трех ученых»
 Мероприятия, направленные на формирование сообщества увлеченных наукой
школьников, группа «РДШ | Наука».
 Всероссийский проект «Объясните нормально».
 Всероссийский проект «Месяц науки с РДШ».
 Всероссийский проект «Научное ориентирование».
 Партнерский проект РДШ «Гражданская наука». Совместно с Ассоциацией
коммуникаторов в сфере образования и науки и Русским Географическим
обществом
 Всероссийский проект РДШ «Информационная культура и безопасность».
предусмотрено задание.
 Всероссийский проект "Экотренд";
 Всероссийский конкурс "На старт, экоотряд!";
14

 Всероссийский конкурс "Экологическая культура";
 Комплекс мероприятий для обучающихся начальных классов по направлению
"Экология";
 Партнерский проект "Экозабота"
 Конкурс педагогических разработок.
Художественное творчество.
Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для
самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или
обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используются Всероссийские проекты
 «Творческая мастерская РДШ»
 «Творческая лаборатория РДШ»
 онлайн-квизы и акции, приуроченные к знаменательным датам в сфере культуры
 Фестиваль театральных постановок для начальной школы
 Фотоконкурс «первозданная россия»
Проблемно-ценностное общение.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и
лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них
культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое
мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используется содержание мероприятий и проектов РДШ:

Всероссийский проект «Классные встречи» (Нац.проект «Образование»)

Всероссийский проект «Лига решений».

Всероссийский проект «Дискуссионный клуб РДШ».

Всероссийский проект «Академия гражданина».

Всероссийский проект «Твой выбор».
Туристско-краеведческая деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников
любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою
малую Родину и Россию
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используется краеведческое поднаправление деятельности РДШ, которое направлено на
формирование у обучающихся интереса к деятельности, связанной с исследованием,
преобразованием и популяризацией родного края, создание
всероссийского
экспертного детско-взрослого сообщества в области краеведения, исследования и
сохранения историко-культурных и природных богатств своего края.
 Всероссийский проект «Я познаю Россию»
 Всероссийский комплекс мероприятий, направленных на формирование сообщества
15







увлеченных краеведением школьников.
В рамках реализации Проекта в социальной сети «Вконтакте» созданы группы
«Школьный музей» и «Я познаю Россию. Прогулки по стране», где публикуются
образовательные фото, видео и аудио материалы, тесты, подкасты, мастер-классы,
интервью и прямые эфиры с экспертами по разным сферам.
Всероссийский проект «Школьный музей».
Всероссийский проект РДШ «Научное ориентирование». Целью Проекта «Научное
ориентирование» (далее – Проект) является популяризация достижений российской
науки среди обучающихся образовательных организаций.
Всероссийский Проект «Прогулки по стране».

Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие
школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используется содержание Всероссийских проектов РДШ
 «Веселые старты»
 «Сила РДШ»
 «Игры отважных»
 «Здоровое движение»
 Всероссийский фестиваль РДШ «Футбол в школе»
 Всероссийский турнир по шахматам на кубок РДШ
 Президентские спортивные игры
 Президентские спортивные состязания
Трудовая деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих
способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения
к физическому труду, формирование у них навыков само обслуживающего труда.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной деятельности
используется
содержание
мероприятий
и
проектов
междисциплинарного
поднаправления работы РДШ:
 Комплекс мероприятий по формированию трудовых и социально-бытовых навыков
и умений детей и молодежи («В порядке») Российского движения школьников.
 Всероссийский проект «Клуб Экономных Школьников». Целью Проекта является
формирование бережного и экологичного отношения молодежи к потребительским
товарам, определяющее осознанное управление личными финансами.
Игровая деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого,
умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
Модуль «Профориентация»
Совместная

деятельность

педагогов
16

и

школьников

по

направлению

«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие
такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего, в том числе в рамках образовательной части Всероссийского проекта РДШ
«Профориентация в цифровую эпоху» (онлайн-курс на сайте Корпоративного
университета РДШ содержит 27 занятий с заданиями по проектированию
индивидуальной стратегии профессионального самоопределения школьника);
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
 организация
на
базе
пришкольного
детского
лагеря
отдыха
профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области
профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными
профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той
или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки.
 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
мастер классах, посещение открытых уроков (в том числе во Всероссийском
профориентационном проекте для школьников «проектория»);
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по
вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.
17

Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к
взрослой жизни.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое
сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития
ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление в МБОУ «СОШ № 12» осуществляется следующим
образом.
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
- через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьной службой психолого-педагогического сопровождения группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе (Школьная служба примирения)
- через работу постоянно действующих секторов по направлениям
деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов
и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий,
праздников, вечеров, акций и т. п.

На уровне классов:
- через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса.
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического
самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутри классных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т. п.
18

Модуль «Работа с родителями»
Работа
с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в
данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ
«СОШ № 12» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На школьном уровне:
 общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
детей;
 семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку
для совместного проведения досуга и общения;
• родительские круглые столы, гостинные на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением
специалистов;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
• семейный всеобуч, индивидуальные консультации, на котором родители могли
бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов,
врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
(законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные
консультации психологов и педагогов.
На уровне класса:
• классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания
и социализации детей их класса;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
• классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса;
• социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы.
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
• участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
19

ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутри классных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей (законных представителей).
В качестве содержательного наполнения рекомендуется использовать раздел
«Семейная академия» сайта Корпоративного университета РДШ.
А также предполагается уастие родителей в форумах и слетах различных уровней
и участие во Всероссийском конкурсе родительских комитетов РДШ.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих
дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в
единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь
школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к
набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы.
На внешкольном уровне:

социальные проекты, в том числе в рамках Всероссийских конкурсов и
проектов РДШ «Добро не уходит на каникулы» и «РДШ – Территория самоуправления»
– ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами
комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой
направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.

открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и
культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются
насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни
школы, города, страны.

проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в
деятельную заботу об окружающих.

участие во Всероссийских акциях, в т.ч., «Днях единых действий» РДШ,
посвященных значимым отечественным и международным событиям.

городские методические площадки для обучающихся и педагогов по
развитию ученического самоуправления.
На школьном уровне:
 разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых
20

складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными,
поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу,
атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей
радости.
 общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми
для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы
школы.
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей, а также
связанные с героико-патриотическим воспитанием и вступлением в РДШ;
 капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и
школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни
школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального
общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского
сообществ школы.
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, детской организации, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует
поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных
отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и
уважения друг к другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела;
 участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на
сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического
самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле
21

на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.8. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение (первичное
отделение РДШ) – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,
созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе Российского движения
школьников. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. От
20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Организационная структура первичного отделения Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
строится с учетом и сохранением сложившихся традиций, уклада воспитательной
деятельности образовательной организации, уровня деятельности общественной
организации, органов ученического самоуправления, управляющего совета
образовательной организации и сложившихся отношений с организациями- партнерами.
Функции первичного отделения РДШ:
 объединение участников РДШ в школе в целях реализации направлений
деятельности РДШ;
 организация и ведение школьного учета участников и активистов РДШ на основе
Единого реестра участников.
Задачи первичного отделения РДШ.
На уровне образовательной организации первичное отделение РДШ решает задачи
содержательной, организационной, информационной и личностно-ориентированной
направленности.
 Содержательные:
 организация мероприятий по направлению деятельности РДШ;
 организация и проведение всероссийских Дней единых действий;
 организация участия участников РДШ в мероприятиях местных и региональных
отделений РДШ, а также во всероссийских проектах и мероприятиях РДШ.
 Организационные:
 ведение реестра участников первичного отделения РДШ;
 стратегическое планирование деятельности первичного отделения РДШ;
 составление отчетной и аналитической документации.
 Информационные:
 проведение информационной кампании о деятельности РДШ в СМИ;
 организация работы в социальных сетях;
 организация работы с потенциальными участниками РДШ;
 информирование потенциальных участников о возможности принять участие в
проектах и мероприятиях РДШ на первичном, местном, региональном и федеральном
уровнях.
 Личностно-ориентированные:
 раскрытие творческого потенциала участников РДШ;
 создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации,
самосовершенствования участников РДШ;
 формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России
как Отечеству.
Правовой статус первичного отделения РДШ.
22

Согласно пункту 6.1. Устава Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ,
Организация) первичные отделения РДШ являются его структурными подразделениями
и действуют на основании Устава Организации; другого документа, как и Положения о
первичном отделении – создавать не нужно.
Первичные отделения осуществляют свою деятельность без образования
юридического лица и входят в состав местных отделений, а при их отсутствии – в состав
региональных отделений РДШ (п. 6.12. Устава Организации).
Высшим руководящим органом первичного отделения Организации является
Общее собрание первичного отделения Организации.
Постоянно действующим коллегиальным руководящим органом первичного
отделения Организации является возглавляемый Председателем первичного отделения
Организации Совет первичного отделения, избираемый Общим собранием первичного
отделения сроком на 1 год. Количественный и персональный состав Совета первичного
отделения, порядок избрания и прекращения полномочий его членов определяются
Общим собранием первичного отделения Организации.
Высшим выборным должностным лицом первичного отделения является
Председатель первичного отделения, избираемый Общим собранием первичного
отделения сроком на 1 год из числа членов первичного отделения Организации.
При этом кандидатура для избрания на должность Председателя первичного
отделения Общим собранием предварительно вносится Председателем регионального
отделения Организации на утверждение в Совет регионального отделения Организации.
Контрольно-ревизионным органом первичного отделения Организации является
Ревизор первичного отделения, избираемый Общим собранием первичного отделения
сроком на 1 год из числа членов первичного отделения.
Часть проектов и комплексов мероприятий РДШ представлены в выше
изложенных модулях. В данном модуле раскрывается содержание мероприятий и
проектов, которые не были представлены, но являются неотъемлемой частью
деятельности Российского движения школьников.
Направление «Гражданская активность» РДШ реализуют известные во всей стране
проекты:
 Всероссийский проект «Добро не уходит на каникулы»
 Всероссийский проект «РДШ-Территория самоуправления»
 Всероссийские детско-юношеские военно-спортивные игры «Зарничка»,
«Зарница», «Орленок».
 Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди руководителей
и участников военно-патриотических клубов (объединений) «Делай, как я!»
 Всероссийский проект РДШ «Моя История». Всероссийский проект «Штаб
актива ВПН».
 Комплекс мероприятий, направленный на популяризацию деятельности
военно-патриотического направления Российского движения школьников.
Кроме того, воспитание в первичном отделении РДШ как детском общественном
объединении осуществляется через:
- утверждение и последовательную реализацию демократических процедур, дающих
ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- круглогодичную организацию в рамках мероприятий и проектов РДШ общественно
полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного
развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как ответственность, забота,
23

-

-

уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
торжественную церемонию вступления в Российское движение школьников, которая
способствует пропаганде движения, формированию у участников патриотизма и
уважения к традициям;
профильные смены РДШ, проводимые в каникулярное время на базе загородного
лагеря. Здесь, в процессе круглосуточного совместного проживания смены
формируется костяк первичного отделения, вырабатывается взаимопонимание,
система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества,
формируется и апробируется набор значимых дел;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности РДШ, привлечения в него новых членов;
поддержку и развитие в первичном отделении РДШ традиций и ритуалов
Организации, формирующих у ребенка чувство общности с другими ее членами,
чувство причастности к тому, что происходит в стране (реализуется посредством
символики РДШ, проведения торжественной церемонии вступления в члены
Организации, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в
соцсетях, организации деятельности пресс-центра РДШ, проведения традиционных
огоньков – формы коллективного анализа проводимых первичным отделением дел).

В рамках РДШ в школе функционирует Ассоциация волонтерских отрядов «новое
поколение. Которое включает в себя следующие отряды:
 отряд волонтѐров – экологов «Экопуть»
 отряд волонтеров – меликов «Горячие сердца»
 отряд волонтеров социального направления «Надежда»
 отряд волонтеров культуры «Дагестан»
 агитбригада «ЗОЖжѐм» (пропаганда здорового образа жизни)

Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств
распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
информационно-медийное направление РДШ, цель которого содействие формированию
качественного контента в сети «Интернет» у обучающихся общеобразовательных
организаций и реализация мероприятий:
 Всероссийский проект «Контент на коленке»;
 Всероссийский проект «Блог героя»;
 Всероссийский проект «Инклюзивные медиа»,
 Комплекс онлайн мероприятий, направленных на продвижение проектов и
программ в сфере информационно-медийного направления: квизы; квесты; акции;
флешмобы.
 Комплекс онлайн активностей, приуроченных к праздничным датам:
 20 октября 2020 – Всемирный день телевидения;
 24 декабря 2020 – акция к Новому году;
 13 января 2021 – День российской печати;
 13 февраля 2021 – Всемирный день радио;
24




7 апреля 2021 – День рождения Рунета;
9 мая 2021 – День Победы.
Вместе с тем традиционно воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в следующих видах и формах деятельности (выбрать):
 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную
газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов
ученического самоуправления;
 школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими размещаются
материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут
быть интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических
произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые
столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
 школьный медиацентр РДШ – созданная из заинтересованных добровольцев
группа
информационно-технической
поддержки
школьных
мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек в
рамках деятельности Российского движения школьников;
 школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в
социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной
диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы (группы РДШ во Вконтакте, инстаграм,
фейсбуке, в телеграмм и др.);
 школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы,
осуществляется
монтаж
познавательных,
документальных,
анимационных,
художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое
просвещение аудитории;
 участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных
медиа.

Модуль «Профилактика социально негативных явлений и
безопасность»
Для создания возможности основных направлений образовательной
деятельности необходимо решение ряда профилактических задач, а также
создание безопасной среды для обучающихся, формирование навыков
безопасного поведения.
Для этого необходима грамотное ежегодное составление характеристики
особенностей контингента обучающихся образовательной организации, учитывая
особенности детей группы риска, детей в социально опасном положении (СОП).
Цель профилактических мероприятий в МБОУ «СОШ №12» - создание
условий для позитивной социализации обучающихся, предотвращения социальнонегативных явлений, снижения числа детей «группы риска».
25

На школьном уровне
Направления профилактической работы, работа по которым в школе ведется по
отдельным планам и программам:

профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

профилактика правонарушений и безнадзорности, наркомании и зависимого
поведения;

противодействие идеологи экстремизма и тероризма;

профилактика суицидального поведения;

профилактик скулшутинга;

работа специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (с
обучающимися, родителями, педагогами)

календарного плана воспитательной работы: акции, недели и др. (с
обучающимися, родителями, педагогами образовательной организации).
А также в МБОУ «СОШ №12» уделяется большое внимание созданию
психологически безопасной образовательной среды для обучающихся,
профилактике социально опасных инфекционных заболеваний (ВИЧ-инфекции и
др.), развитиию навыков безопасного поведения в различных жизненных
ситуациях (на воде, вблизи железной дороги). Ведется работа по организация
эффективного функционирования службы медиации/примирения.
На уровне класса.
Решаемые задачи, содержание и формы профилактики в рамках:
- программ учебных предметов (ОБЖ, история, обществознание, право,
литература и др.),
- плана работы классного руководителя (с обучающимися и родителями),
- программ внеурочной деятельности,
- уроки и тренинги по интернет - безопасности школьников в сети Интернет;
- участие в профилактических декадах и месячниках безопасности;
- проведение акций, флешмобов и других мероприятий профилактического
характера;
- тесное взаимодействие с родителями по вопросам профилактики негативных
социальных явлений и безопасности обучающихся.
На индивидуальном уровне.
- Выявление несовершеннолетних с проблемами в развитии, обучении и
адаптации, в социально опасном положении (диагностика психологическая,
педагогическая, социально-педагогическая).
- Организация работы Совета профилактики.
- Организация индивидуальных консультаций (для педагогов, родителей и
обучающихся) специалистами ППС сопровождения.
- Организация индивидуальной профилактической деятельности (вторичная
профилактика).
Формы:
диагностика,
консультирование, патронаж,
организация межведомственного взаимодействия) и др.
26

В МБОУ «СОШ №12» общая профилактика реализуется по двум направлениям:
Специфическая (прямая) профилактика
⚫ Причины, факторы, механизмы, последствия химической и нехимической
зависимости, ВИЧ/СПИДа, жестокого обращения, правонарушений, суицида
и др.
⚫ Требования к информированию (объему и содержанию информации) для
разных субъектов профилактики (несовершеннолетних, родителей,
педагогов).
⚫ Субъекты профилактики (включая социальных партнеров – УМВД,
департамент здравоохранения и др.),
⚫ Активные методы информирования с целью формирования адекватных
представлений, установок по отношению к социально опасным явлениям.
⚫
⚫
⚫
⚫

⚫
⚫

Неспецифическая (непрямая) профилактика
Программы формирования личностных компетенций детей и подростков
(программы развития личностных ресурсов, программы формирования
психологического здоровья).
Развитие позитивного психологического климата в классах, группах, ОО.
Развитие компетентности родительской, педагогической в обеспечении
условий личностного развития детей в качестве факторов профилактики.
Воспитание. Создание условий для формирования просоциальной активности
детей и подростков в качестве протективного (защитного) фактора.
Социальные проекты.

Волонтерская деятельность.

Труд

иное

Психолого-педагогическая поддержка несовершеннолетнего в критических
ситуациях.
Создание службы примирения/медиации.
Профилактическая работа с родителями ведется также по двум направлениям:

Специфическая (прямая) профилактика
• формирование адекватных установок по отношению к риску и
последствиям социально опасных явлений
• формирование адекватного поведения в ситуации проявления признаков
социально опасных явлений
Неспецифическая (непрямая) профилактика
• содействие развитию личностных ресурсов ребенка (подростка, юноши):
формирование компетентности родителей в понимании условий семейного
воспитания, содействующий личностному росту ребенка
формирование представлений о качествах личности ребенка, снижающих
риск социально опасных явлений (личностных ресурсах, психологическом
здоровье)
• Психолого-педагогическая поддержка семьи
информирование о возможностях психологического консультирования
27

информирование о возможностях медиации
информирование о службах психолого-педагогической помощи, едином
телефоне доверия
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На
экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания
у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются как в рамках Всероссийских
проектов РДШ «Школьный музей» и «Прогулки по стране», так и следующих видов и
форм деятельности:
 регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в
музей, в кинотеатр или театр, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся
как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и
соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов»,
«корреспондентов», «оформителей»);
 литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного
изучения исторических событий, имеющихся природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны;
 турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей
школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного
туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую
топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений,
конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства
командных биваков, комбинированную эстафету;

 информирование о бесплатной юридической помощи

Модуль «Организация предметно - эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ «СОШ № 12», при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
• оформление интерьера школьных помещений и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
• размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых
28

экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми
ит.п.);
• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся
разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих
разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и
тихого отдыха;
• благоустройство
классных
кабинетов,
осуществляемое
классными
руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить
свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного
общения классного руководителя со своими детьми;
• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т. п.);
• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного
костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в
повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в
жизни организации знаковых событий;
•
регулярная организация и проведение конкурсов творческих
проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
•
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
Кроме того, информационно-методическое обеспечение ряда выше указанных
форм работы позволяет раскрыть образовательная часть Всероссийского проекта РДШ
«Дизайн информации и пространства», а также создане школьного музея.
4 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению
администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в образовательной организации, являются:
 принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных –
29

таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между обучающимися и педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися
деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого
организации воспитательного процесса могут быть следующие:

в

образовательной

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно
с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании методического объединения классных руководителей
или педагогическом совете образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год,; какие проблемы, решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей
и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и
личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и представителями
родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной
организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их
родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей
или педагогическом совете школы.
30

-

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
качеством существующего в школе ученического самоуправления;
качеством функционирующих на базе образовательной организации
отделенияРДШ, АВО «Новое поколение» и т д.;
качеством проводимых в образовательной организации экскурсий,
походов;
качеством профориентационной работы образовательной организации;
качеством работы медиа образовательной организации;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия образовательной организации и семей
обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной
организации воспитательной работы является перечень выявленных
проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)69-43-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».