СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Педагогического совета МБОУ «СОШ №12» от 30 августа 2021 № _1_ УТВЕРЖДАЮ Врио директора МБОУ «СОШ №12» ______________________-С.А.Магомедова «30»__августа__2021 г. Приказом от 30.08.2021 № 8/12-п ПОЛОЖЕНИЕ о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» (МБОУ «СОШ № 12») 1. Общие положения 1.1. Положение о нормах профессиональной этики работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» (МБОУ «СОШ № 12») – (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конституцией Российской Федерации; - Трудовым кодексом Российской Федерации; - Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; - Письмом Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 “О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников.” 1.2.Положение принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения, утверждается приказом директора МБОУ «СОШ №12» (далее по тексту - Школа). 1.3.Настоящее Положение определяет нормы профессиональной этики педагогических работников и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. 1.4.Целью настоящего Положения является: 1.4.1.установление нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для эффективного осуществления ими своей профессиональной деятельности; 1.4.2.содействие укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников Школы; 1.4.3.регулирование профессионально-этических проблем, возникающих в процессе совместной деятельности педагогических работников с другими участниками образовательного процесса. 2. Обязанности педагогического работника как педагога 2.1. Педагогический работник обязан: 2.1.1.соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 2.1.2. исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; 1 2.1.3. уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательных отношений; 2.1.4. проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к учащимся, их родителям (законным представителям) и коллегам; 2.1.5. проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между учащимися; 2.1.6.соблюдать равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; 2.1.7.сохранять в своей деятельности культурные и исторические традиции Российской Федерации, Республики Дагестан, г.Махачкалы и Школы; 2.1.8.соблюдать правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использовать самому и не допускать использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз, злой иронии; 2.1.9.воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей; 2.1.10.избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) Школы; 2.1.11. занимать активную жизненную позицию, участвовать в жизни Школы, стремиться к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методики обучения; 2.1.12. не допускать пренебрежительных отзывов о деятельности Школы или проведения необоснованные сравнения ее с другими образовательными организациями; 2.1.13. не терять чувства меры и самообладания; 2.1.14. не допускать во время учебных занятий и любых официальных мероприятий телефонные переговоры, своевременно отключать звуковой сигнал мобильного телефона; 2.1.15. соблюдать деловой стиль, аккуратность и чувство меры во внешнем виде; 2.1.16. быть примером достойного поведения и высокого морального долга, как в Школе, так и за ее пределами. 3. Обязанности педагогического работника перед учащимися 3.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с учащимися обязан: 3.1.1 уважать честь и достоинство учащихся; 3.1.2 выбирать стиль общения, основанный на взаимном уважении; 3.1.3 стараться обеспечить поддержку каждому учащемуся для наилучшего раскрытия и применения его потенциала; 3.1.4 выбирать такие методы работы, которые поощряют в учениках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим; 3.1.5 при оценке поведения и достижений учащихся стремиться укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения; 3.1.6 проявлять толерантность; 3.1.7 защищать их от физического и (или) психического насилия; 3.1.8 не допускать проявления превосходства, выражения к кому-либо из учащихся предпочтения или неприязни; 3.1.9. не настраивать учащихся на негативную оценку деятельности других педагогов с целью снижения авторитета своих коллег и повышения своего; 2 3.1.10. стремиться стать для учащихся положительным примером. 3.2. В процессе взаимодействия с учащимися педагогический работник обязан воздерживаться от: 3.2.1 навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений; 3.2.2 оценки их личности и личности их родителей (законных представителей); 3.2.3 предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков; 3.2.4 предвзятой и необъективной оценки действий родителей (законных представителей) учащихся. 4.Обязанности педагогического работника перед родителями (законными представителями) учащихся 4.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся обязан: 4.1.1.прилагать все усилия, чтобы привлечь родителей (законных представителей) к активному участию в образовании их ребенка; 4.1.2. осуществлять помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей; 4.1.3. осуществлять педагогическое воздействие на учащегося только с согласия его родителей (законных представителей); 4.1.4. не препятствовать родителю (законному представителю) в защите законных прав и интересов ребенка; 4.1.5. в случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя) учащегося принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса; 4.1.6.проявлять доброжелательность и уважение к родителям (законным представителям), высказываться в корректной и убедительной форме; разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу. 4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями учащихся педагогический работник не должен: 4.2.1 заставлять их необоснованно долго ожидать приема; 4.2.2 разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие; 4.2.3 проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним; 4.2.4 переносить свое отношение к законным представителям учащихся на оценку личности и достижений их детей. 5.Обязанности педагогического работника перед коллегами 5.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с коллегами обязан: 5.1.1. быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания; 5.1.2. высказывать критику в адрес коллег аргументированно, конструктивно, без использования оскорбительных слов; 5.1.3. воздерживаться от пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей; 5.1.4. не допускать негативных высказываний о своих коллегах и их работе в присутствии учащихся и их родителей (законных представителей). 5.2. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов Школы в целом. 6. Обязанности педагогического работника перед администрацией Школы 6.1. В процессе взаимодействия с администрацией педагогический работник обязан: 3 6.1.1. своевременно и точно исполнять распоряжения администрации; 6.1.2. в случае несогласия высказывать свое мнение в корректной форме; 6.1.3. сохранять чувство собственного достоинства, воздерживаться от заискивания. 7. Обязанности администрации перед педагогическими работниками 7.1. В процессе взаимодействия с педагогическими работниками представитель администрация обязан: 7.1.1 быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Школе благоприятного морально-психологического климата; 7.1.2 делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника; 7.1.3 оказывать педагогическим работникам морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды; 7.1.4 регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики; 7.1.5. не допускать резких выражений оскорбительного характера; 7.1.5 пресекать интриги, сплетни, проявления нечестности в коллективе; 7.1.6 обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений. 7.2. Представитель администрации не имеет морального права: 7.2.1 перекладывать свою ответственность на подчиненных; 7.2.2 использовать служебное положение в личных интересах; 7.2.3 проявлять формализм, высокомерие, грубость; 7.2.4 создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе; 7.2.5 обсуждать с подчиненными действия вышестоящих руководителей; 7.2.6 предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, приятельских отношений; 7.2.7 демонстративно приближать к себе отдельных работников, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам; 7.2.8 умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности. 8. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. 8.1. Школа стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. 8.2.. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, установленных разделом 2 настоящего Положения, рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 8.3. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 8.4.В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право обратиться в суд. 4 9. Контроль за соблюдением Положения Контроль за соблюдением Положения осуществляют профсоюзный комитет Школы. администрация и 10. Вступление в силу, внесение изменений и дополнений в настоящее Положение 10.1. Положение вступает в силу с момента утверждения. 10.2. Внесение поправок и изменений в Положение производится на заседании педагогического совета Школы. 10.3.Положение действительно до принятия новой редакции. 5