УСТАВ 12 школы в новой редакции 2021 г.

УТВЕРЖДЁН:
Распоряжением Управления
по имущественным и земельным
отношениям города Махачкалы
№ _____________
от «___» _________ 20____ г.
__________________________

СОГЛАСОВАН:
ВРИО Начальника МКУ
«Управление образования»
г. Махачкалы
___________З.Н.Багдуева

УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

Принят Общим собранием
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
протокол № 2_________
от «_08__» ___11______20_20_ года

2

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Устав в новой редакции разработан в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации», Гражданским кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», в целях приведения Устава в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
1.2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» (далее по тексту - Учреждение)
является общеобразовательной организацией города Махачкала.
1.3. Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве
основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых Учреждение создано.
1.4. Учреждение осуществляет свою образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,
Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом
«О некоммерческих организациях», и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми
актами Республики Дагестан, нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город
Махачкала», принятыми в рамках их компетенции, а также настоящим Уставом.
1.5. Учредителем и собственником имущества Учреждения является
муниципальное образование городской округ с внутригородским делением
«город Махачкала».
1.6. Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества Учреждения в соответствии с Постановлением Главы г. Махачкалы от 04.05.2011г.
№1147 является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее – Учредитель).
Отраслевым органом Администрации г. Махачкалы, осуществляющим
функции и полномочия Учредителя по вопросам координации деятельности
Учреждения в сфере образования, является Управление образования г. Махачкалы.
Органом Администрации г. Махачкалы, осуществляющим функции и
полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения по вопросам
управления и распоряжения имуществом, является Управление по имущественным и земельным отношениям г. Махачкалы.
Отношения между Учреждением и Учредителем, не предусмотренные
настоящим Уставом, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3

1.7. Учреждение является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме муниципального бюджетного учреждения, имеет
обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в отделении федерального казначейства города
Махачкалы, печать с полным наименованием Учреждения, бланки со своим
наименованием и другими реквизитами юридического лица, официальный
сайт Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом
и ответчиком в суде.
1.8. Учреждение проходит лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности в порядке, установленном федеральным законодательством. Приостановление действия лицензии либо аннулирование лицензии влечет прекращение образовательной деятельности Учреждения.
1.9. Права юридического лица в части ведения уставной финансовохозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательной деятельности, возникают у Учреждения с момента его государственной регистрации, право на образовательную деятельность и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.10. Полное наименование Учреждения: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12».
Сокращенное наименование Учреждения: МБОУ «СОШ № 12».
1.11. Место нахождения Учреждения:
Юридический адрес: 367009, Республика Дагестан, г. Махачкала,
ул. Магомедтагирова, 39.
Фактический адрес: 367009, Республика Дагестан, г. Махачкала,
ул. Магомедтагирова, 39.
1.12. Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение.
1.13. Тип муниципального учреждения: бюджетное.
1.14. Тип образовательной организации в соответствии с реализуемыми
программами: общеобразовательная организация.
1.15. На момент регистрации настоящего Устава Учреждение представительств и филиалов не имеет.
1.16. Учреждение вправе по согласованию с Учредителем создавать
свои филиалы и представительства, не являющиеся юридическими лицами и
действующие на основании положений о них, разрабатываемых и утверждаемых Учреждением самостоятельно. Осуществление образовательной
деятельности в представительстве запрещается.
1.17. Учреждение может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом вида и направленности реализуемых образовательных

4

программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. Структурные подразделения не являются юридическими лицами и действуют на основании Устава Учреждения и локального акта о соответствующем структурном подразделении.
1.18. В Учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций. Не допускается принуждение обучающихся к вступлению в эти организации, а также принудительное привлечение их
к деятельности этих организаций и участие в агитационных кампаниях и политических акциях. По инициативе детей в Учреждении могут создаваться
детские общественные объединения.
Образование в Учреждении носит светский характер.
1.19. Учреждение обязано соблюдать принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
1.20. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся
у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за
Учреждением Собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества.
Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения. Учреждение не отвечает по обязательствам Собственника.
1.21. Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность и иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в
настоящем Уставе. Доходы, полученные от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
1.22. Учреждение формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности и обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Учреждения в сети «Интернет» в соответствии с действующим законодательством.
1.23. Учреждение вправе осуществлять международное сотрудничество
в области образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
2. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Предметом деятельности Учреждения является:

5

реализация образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования;
 присмотр и уход за детьми.
 реализация дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей различной направленности.
2.2. Основной целью деятельности Учреждения являются:
 осуществление образовательной деятельности по образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
 становление и формирование личности обучающегося (формирование
нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни,
высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению);
 развитие индивидуальных способностей, положительной мотивации и
умений в учебной деятельности, развитие интереса к познанию и творческих
способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к
жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
2.3. Для достижения целей деятельности, указанных в п. 2.2, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
 реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
 реализация дополнительных общеобразовательных программ (научнотехнической, спортивно-технической, культурологической, физкультурноспортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военнопатриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной, художественно-эстетической направленности и др.);
 осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
 использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
2.4. Учреждение вправе оказывать следующие виды платных дополнительных образовательных услуг:
 изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по
данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
 репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
 различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение,
по изучению иностранных языков;


6

различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах,
фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т.д.;
 создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению
и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики,
скульптуры, народных промыслов и т.д., т. е. всему тому , что направлено на
всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках
государственных образовательных стандартов;
 создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни;
 создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, различные игры, общефизическая подготовка и т.д.).
2.5 Учреждение вправе осуществлять:
 фестивали, конкурсы, концерты и иные формы публичного показа результатов творческой деятельности;
 тиражирование и ксерокопирование;
 услуги логопедической, психологической помощи;
 организацию развивающих занятий в игровой форме;
 организацию досуга обучающихся, организация групп кратковременного, вечернего, выходного дня, консультативно-профилактическая работа
по запросам населения, организация летнего отдыха.
Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
2.6. Учреждение вправе сдавать в аренду имущество Учреждения в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципального образования город
Махачкала.
2.7. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо
образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов.
2.8. Осуществление Учреждением видов деятельности, подлежащих
лицензированию, без соответствующей лицензии запрещается.
2.9. К компетенции Учреждения также относятся:
 разработка изменений в Устав Учреждения;
 разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных
актов;
 материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, санитарными
правилами и нормами;
 предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчета о
поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также
отчета о результатах самообследования;


7

 установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
 разработка и утверждение образовательных программ Учреждения;
 разработка по согласованию с Учредителем программы развития Учреждения, если иное не установлено законодательством в сфере образования;
 прием обучающихся в Учреждение;
 определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также
учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных
образовательных программ;
 осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка
проведения;
 индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;
 использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного и дистанционного обучения;
 проведение самообследования, обеспечение функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
 создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья,
организации питания обучающихся и работников Учреждения;
 создание условий для занятия обучающимися физической культурой
и спортом;
 приобретение бланков документов об образовании, медалей «За особые успехи в учении»;
 содействие деятельности общественных объединений обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
осуществляемой в Учреждении и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
 организация научно-методической работы, в том числе организация
и проведение методических конференций, обучающих семинаров;
 поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научнотехнической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
 обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";
 организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических

8

средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования;
 иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
 Учреждение осуществляет организацию питания обучающихся;
 Учреждение вправе вести консультационную и просветительскую
деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания Учреждения деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся.
 Учреждение вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды
обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения. Учреждение устанавливает вышеуказанные требования в соответствии с типовыми требованиями,
утвержденными уполномоченным органом государственной власти Республики Дагестан. Соответствующий локальный нормативный акт принимается
с учетом мнения Управляющего совета, родительского комитета.
2.10. Учреждение осуществляет свою деятельность на основании формируемого и утверждаемого Учредителем муниципального задания в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности.
2.11.Учреждение вправе осуществлять за счет физических и юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные муниципальным заданием на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Учреждение осуществляет в качестве основной цели деятельности
образовательную деятельность по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования.
Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по
реализации:
– начального общего образования (нормативный срок освоения – 4 года);
– основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет);
– среднего общего образования (нормативный срок освоения – 2 года).
– дополнительных общеобразовательных программ.
Учреждение реализует образовательные программы в соответствии с
лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной Учреждению лицензирующим органом.
Учреждение вправе осуществлять обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся.

9

3.2. Учреждение в соответствии с нормами действующего законодательства принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, обучение по индивидуальному
учебному плану (в том числе ускоренное обучение) в пределах осваиваемых
образовательных программ, порядок и основания перевода, отчисления и
восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся.
3.3. Прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц
без гражданства регламентируется порядком приема граждан на обучение по
образовательным программам соответствующего уровня образования, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования, и Правилами приема граждан в Учреждение, утвержденными Учреждением.
3.4. Прием в Учреждение на обучение по образовательным программам
осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании заявлений совершеннолетних обучающихся или родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
3.5. Прием в Учреждение на обучение оформляется приказом директора Учреждения.
3.6. Обучение в Учреждении осуществляется на русском языке.
В Учреждении может вводиться преподавание и изучение государственных языков Республики Дагестан в соответствии с законодательством
Республики Дагестан.
Преподавание и изучение государственных языков Республики Дагестан не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
Реализация права на получение начального общего и основного общего
образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа
соответствующих классов, групп, а также условий для их функционирования.
Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различного уровня
и (или) направленности или по соответствующему виду образования уста-

10

навливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.
3.8. Обучение в Учреждении осуществляется в очной, очно-заочной,
заочной, инклюзивной форме, в форме семейного образования и самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования и
форм обучения.
3.9. При реализации образовательных программ могут использоваться
различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, сетевая форма реализации образовательных программ.
3.10. При невозможности обучения обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут
посещать Учреждение, Учреждение организует обучение обучающихся по
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому в соответствии с действующим законодательством.
3.11. Образовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин, оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся. Учебный план
образовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их
промежуточной аттестации.
3.12. Учреждение, осуществляющее образовательную деятельность по
имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, разрабатывает образовательную программу в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующей
примерной основной образовательной программы.
Образовательная программа, разрабатываемая Учреждением, обсуждается и принимается на Педагогическом совете Учреждения и утверждается
директором Учреждения.
Учреждение несет ответственность за выбор образовательных программ, принятых к реализации.
3.13. Реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования сопровождается осуществлением текущего контроля успеваемости и проведением промежуточной аттестации обучающихся, формы, периодичность и порядок проведения которых самостоятельно устанавливаются Учреждением.
3.14. Лица, осваивающие основную образовательную программу в
форме семейного образования или самообразования, проходят промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Учреждении экстерном, в
порядке, установленном действующим законодательством.
3.15. Учреждение вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных про-

11

грамм в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.16. Перевод обучающихся в следующий класс, а также с образовательной программы предыдущего уровня на следующий уровень общего образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством
и производится по решению Педагогического совета Учреждения.
3.17. Освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего
общего образования, является государственной итоговой аттестацией.
3.18. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам
различного уровня и в любых формах определяются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не
имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший
учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено
порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
3.19. Обучающимся Учреждения после прохождения ими государственной итоговой аттестации выдается документ, оформленный по образцу,
установленному федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.
3.20. Обучающимся, не прошедшим государственной итоговой аттестации или получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной
программы и (или) отчисленным из Учреждения, выдается справка об обучении или о периоде обучения по установленному образцу.
3.21. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства обучающихся, педагогов. Применение методов
физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не
допускается.
3.22. По решению Учреждения за неисполнение или нарушение настоящего Устава, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности к обучающимся допускается применение мер дисциплинарного
взыскания – замечание, выговор, отчисление из Учреждения в соответствии с
действующим законодательством.
3.23. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего

12

образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска.
3.24. Применение к обучающимся и снятие с обучающихся мер дисциплинарного взыскания осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
4. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИХ ОСНОВНЫЕ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
4.1. Участниками образовательного процесса в Учреждении являются
педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители). Права и обязанности участников образовательного процесса определяются нормами действующего законодательства Российской Федерации и
Республики Дагестан, настоящим Уставом и иными предусмотренными настоящим Уставом локальными актами.
4.2. Обучающиеся имеют право на:
 предоставление условий для обучения с учетом их психофизического
развития и состояния здоровья;
 уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
 свободу совести, информации, свободное выражение собственных
взглядов;
 выбор элективных (избираемых в обязательном порядке) и факультативных (необязательных для данного уровня образования) учебных предметов, курсов, дисциплин;
 участие в управлении Учреждением в порядке, установленном Уставом;
 пользование объектами спорта Учреждения;
 поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
 посещение мероприятий, которые проводятся в Учреждении;
 иметь иные права в соответствии с положениями действующего законодательства.
4.3. Обучающиеся обязаны:
 добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные
педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
 выполнять требования Устава Учреждения, правил внутреннего распорядка и иных локальных актов по вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности;

13

заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к
нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
 уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
 бережно относится к имуществу Учреждения;
 постоянно носить форму установленного Учреждением образца;
 за неисполнение или нарушение Устава Учреждения, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут
быть применены меры дисциплинарного взыскания в соответствии с нормами действующего законодательства.
4.4. Запрещается привлекать обучающихся без их согласия (несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательными программами.
4.5. Принуждение обучающихся к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных
кампаниях и политических акциях не допускается.
4.6. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного интеллектуального развития личности ребенка.
4.7. Родители имеют право:
 выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссий, формы получения образования и формы
обучения, языка образования, факультативные и элективные учебные предметы. Курсы, дисциплины из перечня, предлагаемого Учреждением;
 дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его
родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе
обучения вправе продолжить образование в Учреждении;
 знакомиться с Уставом Учреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
 знакомиться с содержанием образования, используемыми методами
обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками
успеваемости своих детей;
 защищать права и законные интересы своих детей;
 получать информацию обо всех видах планируемых обследований
(психологических, психолого-педагогических) ребенка, давать согласие на
проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отка

14

заться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований своих детей;
 принимать участие в управлении Учреждением, в форме, определенной
настоящим Уставом;
 присутствовать при обследовании детей психолого-медикопедагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания ребенка;
 использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан способы защиты прав и законных интересов;
 обжаловать решения Учреждения о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания;
 направлять администрации Учреждения обращения о применении к работникам, нарушающим или ущемляющим права обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению
администрацией Учреждения с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
 обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам наличия или отсутствия конфликта интересов работника;
 иметь иные права, предусмотренные нормами действующего законодательства.
4.8. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
 выполнять Устав Учреждения;
 обеспечить получение детьми общего образования;
 соблюдать правила внутреннего распорядка, локальных нормативных
актов, которые устанавливают режим занятий, порядок регламентации образовательных отношений между Учреждением и обучающимися и их родителями (законными представителями) и оформление возникновения и приостановления и прекращения этих отношений;
 уважать честь и достоинство обучающихся и работников Учреждения,
осуществляющих образовательную деятельность, а также технический персонал Учреждения.
4.9. Иные права и обязанности родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся устанавливаются законодательством об
образовании Российской Федерации и Республики Дагестан, иными законами
Российской Федерации и Республики Дагестан, иными локальными нормативными актами, а также договорами с Учреждением.
4.10. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут
ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
4.11. Право на занятие педагогической деятельностью в Учреждении
имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и

15

отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
К педагогической и иной трудовой деятельности в Учреждении не допускаются лица по основаниям, установленным трудовым законодательством
Российской Федерации.
Учреждение формирует аттестационные комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия
педагогических работников занимаемым ими должностям.
4.12. Прием на работу в Учреждение педагогических и иных работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
4.13. Педагогические работники Учреждения имеют права, свободы и
социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Педагогические работники имеют право на:
 выбор и использование педагогически обоснованных форм, средств,
методов обучения и воспитания;
 творческую инициативу, разработку и применение авторских программ
и методов обучения и воспитания в соответствии с действующим законодательством;
 выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в установленном законодательством порядке;
 участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных
планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов
образовательных программ;
 осуществление научной, научно-технической, творческой исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций;
 бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами
Учреждения, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами Учреждения, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам;
 участие в управлении Учреждением, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке установленным Уставом;
 участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности Учреждения;
 объединение в общественные профессиональные организации в формах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
 обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
 защиту профессиональной чести и достоинства;
 справедливое и объективное расследование норм профессиональной
этики педагогических работников;

16

 сокращенную продолжительность рабочего времени в порядке, установленном законодательством РФ;
 дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности;
 ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется правительством Российской Федерации.
 длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10
лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.
 досрочное назначение пенсии по старости.
4.14. Педагогические работники Учреждения обязаны:
 осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных
предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
 уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
 применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое
качество образования формы, методы обучения и воспитания;
 учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
 систематически повышать свой профессиональный уровень;
 проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
 проходить в соответствии с требованиями законодательства предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры,
а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
 проходить в установленном законодательством Российской Федерации
порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
 соблюдать Устав Учреждения, правила внутреннего трудового распорядка, требования иных локальных нормативных актов.
4.15.Права и обязанности педагогических работников Учреждения распространяются также на иных работников Учреждения, но только в части
прав и обязанностей, не связанных с педагогической деятельностью.

17

5. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
5.1. Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и
коллегиальности.
5.2. Единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель Учреждения – директор.
5.3. Текущее руководство деятельностью Учреждения осуществляет
директор, назначаемый на должность главой Администрации города Махачкалы в порядке, установленном действующим законодательством Российской
Федерации и Республики Дагестан.
5.4. При назначении на должность с директором Учреждения заключается срочный трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
5.5. Директор Учреждения:
 представляет интересы Учреждения, действует от его имени без доверенности;
 распоряжается средствами и имуществом Учреждения в порядке, установленном действующим законодательством, определенном Учредителем,
Управлением, настоящим Уставом,
 заключает договоры (контракты), выдает доверенности;
 в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения;
 утверждает штатное расписание и распределяет должностные обязанности работников;
 осуществляет подбор, прием на работу и расстановку работников Учреждения и несет ответственность за уровень их квалификации;
 увольняет, поощряет и налагает взыскания на работников Учреждения,
выполняет иные функции работодателя;
 организует проведение тарификации работников Учреждения;
 утверждает надбавки и доплаты к должностным окладам работников
в соответствии с локальными нормативными актами Учреждения, доплаты и
надбавки руководителю Учреждения устанавливаются Учредителем;
 в установленном порядке представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствующие органы, определенные законодательством;
 составляет и представляет на утверждение Общему собранию работников Учреждения ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств Учреждения;
 утверждает образовательные программы;
 обеспечивает осуществление образовательного процесса в соответствии с настоящим Уставом, лицензией и свидетельством о государственной
аккредитации,
 обеспечивает создание необходимых условий для охраны и укрепления
здоровья, организации питания обучающихся и работников Учреждения;
 обеспечивает организацию и выполнение мероприятий по гражданской
обороне в случае чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает выполнение
распоряжений начальника штаба гражданской обороны;

18

несет ответственность за организацию, полноту и качество воинского
учета, согласно установленным правилам;
 несет персональную ответственность за деятельность Учреждения, в
том числе за выполнение государственного задания, за нецелевое использование бюджетных средств;
 обеспечивает комплексную безопасность Учреждения;
 осуществляет в соответствии с действующим законодательством иные
функции и полномочия, вытекающие из целей, предмета и содержания уставной деятельности Учреждения.
5.6.Компетенция и условия деятельности директора Учреждения, а
также его ответственность определяются в трудовом договоре, заключаемом
между Администрацией города Махачкалы и директором Учреждения.
Грубыми нарушениями должностных обязанностей директором Учреждения, в частности, являются:
 несоблюдение предусмотренных законодательством и Уставом требований о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом, денежными средствами Учреждения, о порядке подготовки и представления
отчетов о деятельности и об использовании имущества Учреждения, а также
невыполнение государственного задания.
5.7. Коллегиальными органами управления Учреждением являются:
 Общее собрание Учреждения, (далее – Общее собрание);
 Педагогический совет Учреждения (далее – Педагогический совет),
 Управляющий совет Учреждения (далее – Управляющий совет).
5.8. Коллегиальные органы управления Учреждения создаются и действуют в соответствии с настоящим Уставом и положениями об этих органах,
утвержденными Учреждением.
5.9. К компетенции Общего собрания относится:
 утверждение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств Учреждения;
 принятие правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;
 рассмотрение и принятие проекта новой редакции Устава Учреждения,
проектов изменений и дополнений, вносимых в Устав;
 рассмотрение и обсуждение вопросов стратегии развития Учреждения;
 рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса;
 заслушивание отчетов директора Учреждения и коллегиальных органов
управления Учреждения по вопросам их деятельности;
 выборы работников в Комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений;
 рассмотрение и выработка предложений по улучшению работы по
обеспечению питанием и медицинскому обеспечению обучающихся и работников Учреждения;
 рассмотрение иных вопросов деятельности Учреждения, вынесенных
на рассмотрение директором Учреждения, коллегиальными органами управления Учреждения.


19

5.10. В заседании Общего собрания могут принимать участие все работники Учреждения. Общее собрание созывается директором Учреждения
не реже одного раза в четыре месяца. Общее собрание считается правомочным, если на его заседании присутствует 50% и более от общего числа работников Учреждения. На заседании Общего собрания избирается председатель и секретарь собрания.
Общее собрание, как постоянно действующий коллегиальный орган
управления Учреждения, имеет бессрочный срок полномочий.
5.11. Решения на Общем собрании принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Общего собрания и оформляются протоколом.
5.12. К компетенции Педагогического совета относится решение следующих вопросов:
 организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
 разработка и принятие образовательных программ;
 рассмотрение организации и осуществления образовательного процесса
 в соответствии с настоящим Уставом, полученной лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации;
 рассмотрение вопросов своевременности предоставления отдельным
категориям обучающихся дополнительных мер социальной поддержки и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан;
 осуществление текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся;
 перевод обучающихся в следующий класс, а также с образовательной
программы предыдущего уровня на следующий уровень общего образования;
 рассмотрение и формирование предложений по улучшению деятельности Учреждения.
5.13. В Педагогический совет входят директор, его заместители, а также педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с Учреждением (в том числе работающие по совместительству и на условиях почасовой оплаты).
5.14. Педагогический совет собирается на свои заседания не реже одного раза в четыре месяца. Педагогический совет считается правомочным, если
на его заседании присутствуют более 50% от общего числа членов Педагогического совета.
Педагогический совет, как постоянно действующий коллегиальный орган управления Учреждения, имеет бессрочный срок полномочий.
5.15. Педагогический совет в целях организации своей деятельности
избирает секретаря, который ведет протоколы заседаний. Председателем Педагогического совета является директор Учреждения.

20

5.16. Педагогический совет принимает решения открытым голосованием и оформляет решения протоколом. Решение Педагогического совета считается принятым, если за него подано большинство голосов присутствующих
членов Педагогического Совета.
5.17. Педагогический совет может быть собран по инициативе его
председателя, по инициативе двух третей членов Педагогического совета.
5.18.На заседаниях Педагогического совета могут присутствовать:
 работники Учреждения, не являющиеся членами Педагогического совета;
 граждане, выполняющие работу на основе гражданско-правовых договоров, заключенных с Учреждением;
 обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, при
наличии согласия Педагогического совета.
5.19. К компетенции Управляющего совета относится:
 рассмотрение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения Учреждения;
 рассмотрение ежегодного отчета о поступлении и расходовании
средств;
 разработка и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся и иных нормативных и локальных актов Учреждения;
 рассмотрение и выработка предложений по улучшению работы по
обеспечению питанием и медицинскому обеспечению обучающихся и работников Учреждения;
 регулирование в Учреждении разрешенной законом деятельности общественных (в том числе молодежных) организаций;
 иные функции, определяемые целями, задачами и содержанием уставной деятельности Учреждения.
5.20. В состав Управляющего совета входят 3 работника Учреждения, 3
представителя родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся Учреждения, 2 представителя обучающихся 8-11 классов Учреждения. Директор Учреждения является не избираемым членом Управляющего совета. Работники Учреждения для работы в Управляющем совете
выбираются на Общем собрании сроком на 3 года.
Представители родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся избираются на общем собрании родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся Учреждения сроком на 1
год.
Представители обучающихся Учреждения избираются на Совете обучающихся Учреждения сроком на 1 год.
На первом заседании Управляющий совет избирает председателя и заместителя председателя, который исполняет функции председателя в случае
его отсутствия. Директор Учреждения и члены Управляющего совета из числа обучающихся не могут быть избраны председателем Управляющего совета. Для ведения протоколов избирается секретарь.
5.21. Заседания Управляющего совета проводятся не реже 2 раз в год.
Управляющий совет считается полномочным принимать решения при нали-

21

чии на заседании 3/4 его членов. Каждый член Управляющего совета имеет
один голос, решения Управляющего совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Председатель имеет право решающего голоса при равенстве голосов в Управляющем совете. Внеочередные
заседания Управляющего совета созываются председателем Управляющего
совета или директором Учреждения.
В пределах своей компетенции Управляющий совет принимает решения, которые оформляются протоколом, в котором фиксируется ход обсуждения, принятия решений и разногласия. Протоколы подписывают председатель и секретарь Управляющего совета. Решения Управляющего совета после
утверждения директором Учреждения являются обязательными для всех участников образовательных отношений. Решения Управляющего совета не могут противоречить настоящему Уставу, действующим нормативным актам
Российской Федерации Республики Дагестан.
5.22. Попечительский совет Учреждения является коллегиальным органом управления Учреждения. Он формируется решением Совета Учреждения из числа участников образовательного процесса и иных лиц, заинтересованных в совершенствовании деятельности и развитии Учреждения, в количестве 3 – 5 человек.
Попечительский совет избирается на 4 года. Осуществление членами
Попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.
5.23. Попечительский совет:
 содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Учреждения, контролирует их целевое использование;
 заслушивает администрацию школы по вопросам расходования привлечѐнных внебюджетных средств;
 содействует организации и улучшению условий труда педагогических
и других работников Учреждения;
 содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых
внешкольных мероприятий Учреждения;
 содействует совершенствованию материально-технической базы Учреждения, благоустройству его помещений и территории.
5.24. Родительский комитет Учреждения является выборным органом,
наделенным правом представлять интересы родителей обучающихся или
лиц, их заменяющих, принимать от их имени решения. Родительский комитет избирается сроком на один год на общем родительском собрании Учреждения по принципу равного представительства от каждой возрастной категории обучающихся. Количественный состав Родительского комитета определяется на общем родительском собрании Учреждения.
5.25. К компетенции Родительского комитета Учреждения относится:
 содействие организации и совершенствованию образовательного процесса;
 оказание помощи обучающимся из малообеспеченных семей и обучающимся сиротам, поддержка и стимулирование одаренных обучающихся;

22

внесение предложений по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания учеников, в том числе по укреплению их здоровья и организации питании;
 установление необходимости и вида ученической формы – по согласованию с Советом Учреждения;
 содействие организации и улучшению условий труда педагогических и
других работников школы;
 содействие в проведении конкурсов, соревнований и других массовых
мероприятий.
5.26. Общешкольная конференция является представительным органом
самоуправления Учреждения. Общешкольная конференция проводится ежегодно.
Определение кандидатов на общешкольную конференцию осуществляется на классных родительских собраниях и заседаниях органа самоуправления учащихся Учреждения. Директор школы представляет администрацию
Учреждения в соответствии с Уставом Учреждения.
От каждого класса делегируются 3 кандидата. Классное родительское
собрание по предложенным кандидатурам проводит открытое голосование.
Избранными считаются те кандидаты, которые получили наибольшее количество голосов по итогам голосования. Участие в выборах является добровольным. В число делегатов в обязательном порядке входит председатель
родительского комитета класса или его заместитель.
Делегатами Общешкольной конференции также являются Председатель Родительского комитета школы и его заместители и члены Попечительского совета школы.
Делегатами от педагогического коллектива являются все члены Педагогического совета школы.
Делегатами от учащихся являются утвержденные органом ученического самоуправления четыре представителя 10-11 классов.
5.27. К компетенции Общешкольной конференции относится:
 разработка стратегии развития Учреждения;
 принятие планов и программ развития Учреждения;
 утверждение персонального состава Совета школы;
 заслушивание отчетов Совета школы, Попечительского совета, Родительского комитета школы об их деятельности;
 обсуждение формирования и исполнения сметы расходов Учреждения;
 разработка мероприятий по защите обучающихся в учебном учреждении от чрезвычайных ситуаций и защите физического и психического здоровья детей.
5.28. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы,
по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в Учреждении
могут создаваться:


23

Совет обучающихся;
 Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В Учреждении могут действовать профессиональные союзы работников Учреждения.
Мнение органов, указанных в настоящем пункте, учитывается при принятии локальных нормативных актов Учреждения, затрагивающих права
обучающихся и работников Учреждения, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством об образовании.
5.29. В целях урегулирования разногласий по вопросам реализации
права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного
взыскания в Учреждении создается Комиссия по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений.
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей обучающихся, родителей, работников Учреждения. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательными для всех участников образовательных отношений в Учреждении и
подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
Решение может быть обжаловано в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.
Порядок создания организации работы, принятие решений по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который применяется с учетом мнения Совета обучающихся, Совета родителей, педагогических работников и администрации Учреждения.
5.30. Учредитель Учреждения :
 принимает решение о создании Учреждения;
 принимает решения об изменении целей и предмета деятельности Учреждения;
 принимает решение о реорганизации Учреждения;
 принимает решение о ликвидации Учреждения;
 утверждает передаточный акт или разделительный баланс при реорганизации Учреждения, ликвидационные балансы при ликвидации Учреждения;
 утверждает устав и изменения в устав Учреждения;
 назначает директора Учреждения и прекращает его полномочия;
 заключает и расторгает трудовой договор с директором Учреждения;
 принимает решения по иным вопросам, предусмотренным законодательством и относящимся к его полномочиям.
5.31. Управление от имени Учредителя осуществляет следующие
функции и полномочия:
 готовит представления о создании Учреждения;


24

готовит представления о реорганизации и ликвидации Учреждения, а
также об изменении целей и предмета его деятельности;
 формирует и направляет предложения по закреплению имущества
 за Учреждением на праве оперативного управления и изъятию имущества, находящегося у Учреждения на праве оперативного управления;
 согласовывает передаточные акты или разделительные балансы при
реорганизации Учреждения, ликвидационные балансы при ликвидации Учреждения;
 утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности Учреждения,
 осуществляет контроль за деятельностью Учреждения в установленном
порядке;
 определяет перечни особо ценного движимого имущества Учреждения;
 готовит и направляет в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, представления об определении видов особо ценного движимого имущества Учреждения;
 принимает решения об отнесении движимого имущества Учреждения к
категории особо ценного движимого имущества в случае принятия решений
о выделении средств на приобретение указанного имущества в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан ;
 готовит и направляет в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, представление об отнесении движимого имущества к категории особо ценного движимого имущества в случае одновременного принятия решения о закреплении
 за Учреждением указанного имущества, находящегося
 в государственной собственности Республики Дагестан, и отнесении
его к категории особо ценного движимого имущества;
 согласовывает Устав и изменения в Устав Учреждения;
 осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством и
иными нормативно правовыми актами.


6. ИМУЩЕСТВО, ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
6.1. Собственником имущества Учреждения является муниципальное
образование Администрация городского округа с внутригородским делением
«Город Махачкала»
6.2. В целях обеспечения образовательной деятельности имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
6.3. Земельный участок, необходимый для осуществления уставной
деятельности Учреждения, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
6.4. Образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается
имуществом, закрепленным за ним в пределах, установленных законом, в со-

25

ответствии с уставными целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
6.5. Источники формирования имущества и денежных средств Учреждения определяются действующим законодательством Российской Федерации.
6.6. Имущество и денежные средства Учреждения отражаются на его
балансе и используются для достижения целей, определенных настоящим
Уставом.
Недвижимое имущество, закрепленное за Учреждением, а также находящееся у Учреждения особо ценное движимое имущество подлежат обособленному учету.
Виды и перечень особо ценного имущества определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики
Дагестан.
6.7. При осуществлении оперативного управления имуществом Учреждение обязано:
 эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве
оперативного управления;
 обеспечивать сохранность и использование имущества, закрепленного
за ним на праве оперативного управления, строго по целевому назначению;
 не допускать ухудшения технического состояния закрепленного на
праве оперативного управления имущества (это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом этого имущества в
процессе эксплуатации).
Учреждение несет ответственность в установленном законом порядке
за сохранность и эффективное использование имущества, закрепленного за
Учреждением.
6.8. В соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности Учреждения и на основании ведомственного перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Учреждением, Учредителем формируется и утверждается муниципальное задание для
Учреждения в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Республики Дагестан
на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только
при соответствующем изменении муниципального задания.
6.9. Неиспользованные до конца финансового года средства субсидий,
предоставленных Образовательному учреждению на выполнение муниципального задания, используются Учреждением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.10. Учреждение в соответствии с действующим законодательством
вправе получать в качестве дара или пожертвования имущество, не ограниченное для использования в гражданском обороте или не изъятое из граж-

26

данского оборота, отвечающее целям деятельности Учреждения, определенным настоящим Уставом.
6.11. Учреждение может оказывать физическим и (или) юридическим
лицам платные образовательные услуги, а также осуществлять приносящую
доход деятельность, указанную в разделе 1 настоящего Устава.
7. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
7.1. Создание, ликвидация либо реорганизация Учреждения как юридического лица осуществляется на основании решения Учредителя в соответствии с действующим законодательством РФ.
7.2. Ликвидация Учреждения может осуществляться в соответствии с
законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, на основании решения суда.
7.3. Ликвидация или реорганизация Учреждения, осуществляются, как
правило, по окончании учебного года. В случае реорганизации, ликвидации
Учреждения, Управление обеспечивает перевод обучающихся с согласия их
родителей (законных представителей) в другие общеобразовательные организации такого же типа.
7.4. Ликвидация Учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, ликвидационной комиссией (ликвидатором), назначенной органом, принявшим решение о ликвидации.
7.5. При ликвидации Учреждения его имущество после удовлетворения
требований кредиторов направляется на цели развития образования городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала».
7.6. Учреждение считается прекратившим свою деятельность после
внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических
лиц.
8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
8.1. Учреждение может принимать участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ
9.1. Устав, изменение (дополнения) в Устав принимаются общим собранием трудового коллектива Учреждения после предварительного обсуждения. Устав считается принятым, если за него проголосовали не менее двух
третей педагогического совета.

27

9.2. Устав, изменения и дополнения к нему регистрируются в установленном действующим законодательством порядке. Устав вступает в силу со
дня его государственной регистрации.
9.3. Для обеспечения уставной деятельности Учреждение может издавать следующие виды локальных актов: положения, декларации, правила,
инструкции, программы, графики, штатное расписание, расписание занятий,
приказы и распоряжения Директора, решения органов управления и самоуправления Учреждения, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12».
9.4. Внесение изменений и (или) дополнений в настоящий Устав, а
также новая редакция Устава утверждается Администрацией города Махачкалы.
9.5. Настоящая редакция Устава вступает в силу с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

ВРИО директора
МБОУ «СОШ № 12»

_________________/___Н.А.Ильина_
(подпись)

М.П.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722)69-43-25

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».